Заведения, носящие развлекательную или досуговую направленность (к которым можно отнести и отдельные предприятия питания), являются объектами массового посещения, а значит и повышенной опасности для граждан проводящих в них время. Угрозы для посетителей могут быть самые разные – от банального хулиганства, причинения мелкого вреда здоровью, порчи или хищения имущества, до чрезвычайных ситуаций (пожаров, разбойных нападений, терактов, диверсий, захвата заложников и т.д.). Крупные молодежные центры и дискотеки, кроме того, подвержены высокому риску возникновения паники и массовых беспорядков между различными социальными и культурными слоями общества, фанатами, агрессивными группами молодежи, разгоряченными алкоголем, а то и наркотиками.
Культурно-развлекательные заведения как магнит притягивают различного рода криминал – от мелких карманных воришек, до серьезных бандитских формирований. Кто-то хочет «наложить лапу» на лакомый бизнес, кто-то поживиться на невнимательности посетителей, а кто-то повлиять на общественное мнение. Сама внутренняя атмосфера и аура таких заведений способствует тому, что люди сразу могут и не заметить происходящие события, ведь они приходят сюда отдохнуть, повеселиться, расслабиться, забыть насущные проблемы. Застать врасплох человека в таком состоянии очень просто. Даже мелкие происшествия в культурно-развлекательных заведениях очень опасны, так как могут привести к возникновению панических настроений, давке, травмам и иным катастрофическим последствиям, а особенности планировки и функционирования развлекательных объектов зачастую не позволяют произвести экстренную эвакуацию. Стоит также учитывать, что бар, ресторан, ночной клуб - это публичное место, где любое происшествие быстро становится общеизвестным, и может иметь серьезные последствия - от гарантированного общественного резонанса, до создания негативной репутации заведения на долгие годы.
Объекты массового посещения особо нуждаются в обеспечении надежной безопасности и охраны на высоком качественном уровне, поэтому для организации службы безопасности лучше всего привлечь профессионалов из Частных охранных предприятий (ЧОП). На рынке безопасности охрана подобных объектов относится к разряду сложных и проблемных, из-за многочисленных инцидентов и высокой степени ответственности перед Заказчиком и обществом. Четкая организация службы охраны требует от каждого сотрудника постоянного нервного напряжения, внимательности, бдительности, готовности в любую минуту защитить объект и имущество, персонал и посетителей от неадекватного поведения и противоправных действий хулиганов и злоумышленников.
Не секрет, что многие посетители, уже по внешнему виду и манерам охранников судят о престиже заведения. Внушительная профессиональная охрана на входе может не только предостеречь потенциальных нарушителей и преступников от противоправных действий, но и внушить посетителям уверенность в собственной безопасности, что в конечном итоге влияет на посещаемость заведения и его рейтинг. Поэтому к охранникам развлекательных центров и ресторанов предъявляются повышенные требования. Сегодня там требуются уже не обычные «вышибалы», а уверенные в себе дипломаты, способные предвидеть и урегулировать конфликтные ситуации, грамотно локализовать угрозы, вывести хулиганов за территорию, избежать суматохи и паники при возникновении ЧС. Охранник должен быть не только строго и официально одет, физически и морально подготовлен, он должен быть адекватным и интеллектуально развитым человеком, в меру строгим и сдержанным в эмоциях, вежливым и тактичным с окружающими. Все эти требования учитываются ЧОПом при подборе кадров и подготовке охранников для работы в ночных клубах, барах и ресторанах.
Чтобы уменьшить количество конфликтных ситуаций, целесообразно заблаговременно уберечься от нежелательных элементов еще на входе. Профессиональный охранник должен без труда вычислять "проблемных" клиентов, представляющих опасность для заведения. Основную массу неприятных ситуаций на объектах создают:
1. Агрессивная и «развязная» публика, а также лица в сильном алкогольном опьянении, вообще не должны допускаться в заведение, а если они уже находятся внутри, то следует установить за ними повышенный контроль, и при малейшем отклонении от нормы, незамедлительно выводить из зала под любым предлогом.
2. Воры и мошенники редко отличаются по внешнему виду и манерам поведения от обычных людей. Выявление данных лиц возможно только при внимательном наблюдении за обстановкой в зале, и в зоне гардероба. Подозрение должны вызывать гости, пытающиеся остаться не замеченными, ведущие себя нервно, навязчивые, провоцирующие на спор или азартную игру.
3. Лица, отказывающиеся оплачивать счет, встречаются часто - кто-то случайно не рассчитал свои финансовые возможности, а кто-то посещает ресторан за рестораном, в надежде улизнуть не заплатив. Таких лиц нужно брать под особый контроль и дать им шанс все-таки оплатить счет: попросить привести деньги знакомых или съездить за наличностью одному из компании, оставить ценный залог и т.д. Если гости отказываются решать проблему – вызывается наряд полиции.
4. Деклассированные элементы, бомжи, попрошайки, лица с психическими отклонениями - таких лиц легко распознать по характерным признакам.
5. Продавцы цветов, сувениров, открыток или лица, предлагающие мелкие услуги. Такая публика крайне отрицательно влияет на обстановку в зале. Навязывая свой товар и услуги, они вызывают общее раздражение гостей, и понижают престиж заведения.
6. Наркоманы и продавцы наркотиков притягивают к себе весь спектр криминала и опасны своим неадекватным поведением. Таких лиц необходимо выявлять как на входе, так и в помещениях заведения (курительная комната, туалет, танцпол и др.), и незамедлительно выдворять за охраняемую территорию.
Фейс-контроль и осмотр вносимого имущества и предметов – важнейшие и обязательные процедуры для развлекательных и досуговых заведений. Чем меньше потенциальных правонарушителей (граждан в алкогольном опьянении, не соответствующих дресс-коду, агрессивных и подозрительных личностей) и запрещенных для проноса предметов (холодного и огнестрельного оружия, алкоголя, наркотиков, огнеопасных и взрывчатых веществ) попадет внутрь заведения, тем спокойней и веселей пройдет вечер. Главное в этом деле не «перегнуть палку», и не забыть, что каждый посетитель – это прежде всего КЛИЕНТ заведения, и отношение к нему должно быть максимально корректным и уважительным, ибо от того, как его встретят на входе, зависит и настроение, с которым он проведет время, и желание посетить заведение еще раз.
Профилактика и эффективная локализация происшествий и конфликтных ситуаций – вот основная задача службы охраны ночных и игровых клубов, баров и ресторанов. Для этого охрана должна быть «всевидящей, профессиональной, ненавязчивой и эффективной». Чтобы обеспечить надежную охрану объекта обычно используется комплекс следующих мер: профессиональная физическая охрана, набор технических средств безопасности и организационные решения. Применение отдельных локальных мер бывает не достаточно для организации эффективной охраны объекта.
Прежде чем выбрать оптимальный набор способов и средств охраны для конкретного объекта, специалисты нашего ЧОП предварительно проводят его тщательное обследование на предмет выявления возможных внутренних и внешних угроз, наличия уязвимых мест, оценки защищенности, укрепленности, оснащенности и т.д. На основании проведенного анализа разрабатывается индивидуальная Концепция безопасности предприятия, которая помимо вышеперечисленных факторов учитывает: месторасположение и конструктивно-архитектурные особенности объекта; график работы; класс и политику заведения; среднестатистическое число посетителей; функциональные обязанности охранников; наличие технических средств безопасности; криминогенную обстановку в районе и др.
Для технической защиты объектов обычно используют следующее оборудование:
- охранная и пожарная сигнализация,
- система автоматизированного пожаротушения,
- система видеонаблюдения,
- средства контроля доступа,
- «тревожная кнопка»,
- средства связи,
- система оповещения,
- проходные рамки,
- детекторы и металлоискатели и др.
Все технические средства безопасности могут быть интегрированы в единый охранный комплекс, что позволяет не только облегчить общий контроль, но и создать алгоритм работы системы при возникновении той или иной чрезвычайной ситуации.
Охрана ночных клубов, дискотек и ресторанов как правило подразумевает решение следующих задач:
- обеспечение сохранности имущества заведения и посетителей,
- поддержание общественного порядка и внутреннего распорядка,
- обеспечение пропускного режима, фейс-контроля и дресс-кода,
- принятие активных мер защиты при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций,
- пресечение противоправных действий, способных причинить материальный или моральный вред заведению и его посетителям, задержание правонарушителей для передачи правоохранительным органам,
- принятие мер в случае неоплаты посетителями счетов и услуг,
- пресечение проноса запрещенных предметов: оружия, алкоголя, наркотиков и т.д.,
- досмотр персонала (до и после работы),
- мониторинг оперативной обстановки на внутренней и прилегающей территории, с использованием электронных систем безопасности,
- защита экономических и иных интересов владельцев заведения, обеспечение сохранности коммерческой и персональной информации,
- противопожарные, антикриминальные и антитеррористические мероприятия и др.